Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Образование

В настоящее время содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей расширено за счет объединения эколого-биологической тематики с другими дисциплинами, относящимися к изучению живой и неживой природы и за счет применения физико-химических методов в исследованиях природных и хозяйственных объектов и процессов. По существу, такой подход к качественной стороне дополнительного естественнонаучного образования учащихся официально закрепляет сложившуюся практику многодисциплинарного характера учебной и исследовательской деятельности школьников и предоставляет дополнительные возможности осуществления самостоятельных проектов, выполняемых учащимися.

Содержание программ учитывает имеющуюся нормативную правовую базу, основу которой составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В настоящее время, в соответствии с приказом Минобрнауки России № 1008, предусмотрены 6 направленностей, одной из которых является естественнонаучная, включающая в себя, в том числе содержание ранее самостоятельной эколого-биологической направленности. Центром экологии, краеведения и туризма реализуются дополнительные общеразвивающие программы для детей естественнонаучной, технической, социально-педагогической и туристско-краеведческой направленностей.

В современном понимании, содержание естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. Важно понимать разницу между сферой естественных наук и сферой естественнонаучного дополнительного образования детей – последняя касается не только фундаментальных знаний, но и прикладных отраслей, к которым относятся прежде всего:

  • медицина;
  • сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, включая пчеловодство и рыбоводство) и близкие к нему научные направления (агрохимия);
  • ветеринария;
  • биотехнология, генная инженерия, экспертиза сельскохозяйственной продукции;
  • лесное хозяйство;
  • контроль за качеством состояния окружающей среды;
  • охрана природы;
  • экологический и сельскохозяйственный туризм.

1. Реализуемый уровень образования: дополнительное образование детей и взрослых.

2. Языки обучения: обучение ведется на русском языке.

3. Формы обучения: обучение в образовательной организации, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с учащимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Допускается сочетание различных форм получения образования. 
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. 

4.Описание образовательной программы:

Образовательная программа ГАУКОДО КОДЮЦЭКТ – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса и дающий представление о содержании деятельности, направленной на реализацию заявленных Центром целей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: способствовать развитию туристско-краеведческой и естественнонаучной компетентностей обучающихся посредством включения их в творческую, образовательную, научно-исследовательскую деятельность, построение единой системы дополнительного образования в системе образования Калининградской области, реализация основного принципа образования в области окружающей среды - непрерывного экологического образования на основе разработки и реализации новых подходов к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера дополнительного образования как суммы знаний, умений и навыков - к поисковому, мотивирующему учащихся к самоопределению, развитию у учащихся основных компетентностей; интеграция системы дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства: культуры, спорта, молодежной политики; интеграция дополнительного образования с другими формами образования: дошкольным, основным, средним, образованием.

Главная идея Программы – обеспечение равных возможностей получения качественного дополнительного образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их социальной адаптации к жизни в обществе, выявление одаренных детей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

-обеспечение доступности эколого-краеведческого образования для обучающихся путем внедрения и развития, наряду с традиционными формами, - дистанционной формы обучения;

-обеспечение организационно-методической базы для функционирования непрерывной системы экологического и туристско-краеведческого образования;

-развитие научно-исследовательской работы учащихся, привлечение их к активной природоохранной и туристско-краеведческой деятельности, к участию в региональных, всероссийских и международных исследовательских проектах, творческих конкурсах, конференциях и форумах, соревнованиях, исследовательских экспедициях, деятельности общественных организаций;

-внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность;

-формирование здорового образа жизни через образовательные программы;

-предоставление возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

-воспитание и развитие качеств личности на основе культурных ценностей, активной гражданской позиции, патриотизма и любви к Родине.

Кроме того, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

I. Ступень (начальная школа). Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

II. Ступень (средняя школа). Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

III. Ступень (старшая школа). Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Решение этих задач направлено на формирование личности выпускника, который должен получить не только определённый учебной программой объём знаний, умений и навыков, но и опыт творческой деятельности в решении проблем, требующих самостоятельности и заинтересованности, а также:

·       гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике;

·       быть способным критически мыслить, искать пути решения проблем, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

·       самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

·       грамотно работать с информацией и уметь свободно ориентироваться в новой информационной реальности.

Главными ценностями Образовательной программы являются:

·       право каждого обучающегося на получение образования в зависимости от его индивидуальных способностей и возможностей;

·       право педагога на творчество и профессиональную деятельность;

·       психологический комфорт всех субъектов педагогического взаимодействия;

·       коллективное сотворчество педагогов, обучающихся и родителей в ГАУКОДО КОДЮЦЭКТ (далее – Центр);

·       демократические, партнёрские отношения между взрослыми и детьми.

Основные принципы построения Образовательной программы:

·       принцип человечности (гуманизма) – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребёнку;

·       принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка;

·       принцип культуросообразности;

·       принцип целостности.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной и социальной активности учащихся, формирование у них ценностных духовно-нравственных ориентаций, научно обоснованного, осо­знанного отношения к окружающей среде, стойких убеждений и ак­тивной жизненной позиции, воспитание гражданственности и патриотизма.

Направления:

ГАУКОДО КОДЮЦЭКТ является координирующим центром экологического, краеведческого образования и воспитания детей и юношества (в возрасте от 6 до 18 лет).

Образовательная и воспитательная деятельность Центра реализуется по направлениям:

- Туристско-краеведческое: Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся. направлено на приобщение учащихся к основам краеведческой, туристской и поисково-исследовательской деятельности, совершенствование нравственности и физического воспитания учащихся; воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края через привлечение учащихся к экскурсиям и путешествиям в рамках экскурсионных маршрутов.

-Естественнонаучное: Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствует формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности учащихся. ориентировано на развитие и совершенствование у школьников умений и навыков учебно-исследовательской работы, индивидуальную научную деятельность; развитие творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности; приобщение учащихся к практической, экологической работе по оценке состояния окружающей среды.

В соответствии с Уставом Центра основными задачами являются:

-       создание условий для экологического, патриотического, духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей;

-       повышение доступности и качества эколого-краеведческого образования детей;

-       обновление содержания методического обеспечения эколого-краеведческого образования с целью формирования моделей непрерывного экологического просвещения и патриотического воспитания детей и молодёжи;

-       развитие дистанционного обучения и исследовательской деятельности учащихся в рамках программ областной эколого-краеведческой Школы Природы и школьного экологического мониторинга «Хранители Природы»;

-       популяризация туристско-краеведческой деятельности, обобщение и пропаганда передового опыта туристско-краеведческой работы, использование туризма, как средства укрепления здоровья, повышение туристского мастерства;

-       популяризация здорового образа жизни, сбалансированного питания среди детей и молодёжи;

-       вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через их участие в занятиях детских объединений, проведение родительских собраний с целью ознакомления родителей с достижениями и успехами детей;

-       развитие международных связей со странами Балтийского региона в сфере экологического образования, путешествий и экскурсий, реализации международных проектов и программ.

Образовательная деятельность Центра с учащимися детских объединений в течение нескольких лет реализуется через:

-       детские объединения, работающие на учебной базе лабораторий Центра,

-       детские объединения, работающие на базе образовательных учреждений,

-       учебные группы областной эколого-краеведческой Школы Природы.

Содержание дополнительного образования определяется образовательными программами, регламентирующими технологию обучения, воспитания и развития детей. В настоящее время педагоги дополнительного образования имеют право выбора программ, имеют возможность модифицировать программы, а также могут создавать авторские программы. В построение образовательной работы с детьми перспективным является разработка специального программного модуля (блока), который давал бы возможности вариативности обучения, ведение корректировки учебных тем программ с учётом возрастных, творческих способностей детей и других особенностей, возникающих в различные года обучения. Модули делают программы дополнительного образования детей более пластичными, позволяющими осуществлять личностный подход к обучающимся.

 

Компетенции выпускника

Предметно-информационные

Деятельностно-коммуникативные

Ценностно-ориентированные

·       умение работать с учебной информацией;

·       критическое ее восприятие;

·       преобразование ее из виртуальной в вербальную и наоборот.

· способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач;

· умение управлять собой, анализировать и организовывать деятельность;

· принимать рациональные решения.

· знание норм, ценностей, традиций культуры;

· система отношений к миру, к себе, к обществу, основанная на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

 

Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

·       духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

·       мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору

·       коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

·       креативность, созидательность и конструктивность мышления.


X